Поддержать инициативу

Однако, несмотря на общую заинтересованность, инициативы компаний по импортозамещению порой сталкиваются с рядом проблем. Например, компании, постоянно использующие импортные решения, с трудом переходят даже на качественные российские аналоги. Причин у этого явления несколько, но главная – уровень постпродажного сервиса, который не всегда могут предоставить отечественные производители.

Хорошим выходом из этой ситуации является сотрудничество с успешными транснациональными игроками. Например, компания Schlumberger в 2016 году запустила проект по локализации в России роторных управляемых систем, которые разработала совместно с российскими коллегами.

«Изначально мы пришли с проектом по локализации уже существующей системы, но в итоге у нас возникла необходимость модифицировать оборудование под требования рынка, – объясняет руководитель департамента по разработке и производству нефтегазового оборудования компании Schlumberger в России и Центральной Азии Олег Жданеев. – В результате мы совместили российское решение, которое было разработано в Томске, с существующим международным продуктом и получили новую совместную разработку».

В похожем положении находится и отечественное программное обеспечение, доля которого у нефтегазовых компаний на сегодняшний день составляет всего 13%.

«Неиспользование российских технологий на производстве блокирует их развитие», – уверен председатель президиума Союза разработчиков программного обеспечения и информационных технологий ТЭК Валерий Гарипов. – И проблема не в отсутствии этих технологий или их качестве, а в том, что заказчики не приобретают их под разными предлогами».

По его словам, такая ситуация требует кардинальных изменений в IT-политике компаний, а также разработки государственной программы поддержки российского программного обеспечения. Сталкиваются производители инновационных решений и с проблемами сертификации.

«Различные отрасли промышленности у нас раскоординированы между собой, и для каждой из них приходится проводить отдельные испытания одной и той же продукции, – говорит Дмитрий Кашинцев, директор по развитию системы сертификации и противодействия контрафакту компании «Газпром СтройТЭК Салават». – В итоге это сильно откладывает момент выхода инновационного товара на рынок».

Примером может послужить опыт компании «Метаклэй», которой удалось создать антикоррозионное защитное покрытие для стальных труб на основе наномодифицированного полимера. По словам Дмитрия Кашинцева, инновационный продукт уже успешно использован на одном из объектов в Греции, тогда как в России его сертификация на текущий момент еще не завершена. Процедуры занимают немало времени и требуют заметных усилий со стороны бизнеса.