Сергей Кравченко:

Разумеется, существуют географические и культурологические различия между различными компаниями. Если говорить об особенностях, то американцы, конечно, помешаны на внутреннем и карьерном росте. Более того, у них это культивируется на уровне компаний. Люди приходят на работу для того, чтобы научиться чему-то новому и продвинуться по карьерной линии. Считается хорошим тоном поменять две, три, четыре, пять компаний за свою карьеру.

Китайцы стали чемпионами в том, что называется обратной инженерией. Однако сегодня во многих отраслях у них выросло новое поколение ученых, инженеров и лидеров, которые находятся на острие технического прогресса. Например, меня удивило, что «Майкрософт» открывает огромный исследовательский офис по разработке искусственного интеллекта в Китае.

Есть свои сильные стороны и у нас. Если бы существовал индекс выживаемости, то российский бизнес точно бы был по нему в числе лидеров. У нас очень большой опыт в этой сфере. Последний пример – санкции. Казалось бы, что дальше? Однако зная лично множество менеджеров хороших современных оте­чественных компаний, я не могу сказать, что для них это стало нерешаемой проблемой. Идет динамичное развитие, невзирая на сложности с агрессивной окружающей средой и массой ограничений, созданных на уровне государства.

Кроме того, в Силиконовой долине сегодня в любых крупных IT-компаниях трудятся десятки тысяч человек, получивших оте­чественное образование. По уровню креативности российская диаспора, наверное, вполне сравнима с выходцами из Индии. Это хороший показатель. Однако в современном мире всем нам очень важно понимать, что без интеграции в мировое сообщество, без доступа к передовым технологиям и образованию развиваться невозможно.

Владимир Шматович:

В продолжение нашей дискуссии хотелось бы попросить поразмышлять спикеров вот на какую тему: как наша аудитория, те, кто работает в ТМК, могут своими усилиями способствовать успеху компании? Что должно толкать ее вперед?