Университеты корпораций

Первым корпоративным университетом (КУ) принято считать Engineering and Management Institute, созданный компанией General Motors еще в 1927 году. Настоящим прорывом стало открытие McDonald’s Hamburger University, чьи филиалы появились во многих странах мира. Бум пришелся на 90-е годы прошлого века. По оценкам экспертов, их число увеличилось в 4 раза – с 400 до 1600.

В России первые КУ создавали западные компании: Coca-Cola, McDonald’s, Motorola и другие. Первой отечественной компанией, создавшей КУ (в 1999 году), стала компания «Вымпелком».

Не обошла эта тенденция и металлургический сектор. Сейчас практически все ключевые игроки рынка имеют собственные КУ либо задумываются об этом: ArcelorMittal, Tenaris, Vallourec, POSCO, российские УГМК, Северсталь, НЛМК и другие. С их помощью производители не только восполняют пробелы системы образования, но и внедряют передовые производственные и управленческие практики, аккумулируют новые технологии, помогают управлять изменениями, поддерживают инновационную деятельность. Функционал очень разный, причем он постоянно расширяется.

Например, КУ трубной компании Tenaris – Tenaris University – отвечает за стратегическую интеграцию подразделений компании и передачу знаний по всем «этажам». Обучение построено на анализе существующих и будущих потребностей компании. Как только выявляется важная проблема или перспективное направление, сотрудники университета начинают собирать необходимые знания для адекватного ответа на запрос, «упаковывают» их в обучающую программу и передают информацию персоналу. Значительная часть обучения проходит дистанционно. А в главном кампусе университета в Аргентине собираются стажеры со всего света для участия в очных формах обучения и общения с топ-менеджментом компании в рамках образовательных программ.